СЕМОНА УЧЕНИЕ

СЕМОНА УЧЕНИЕ
СЕМОНА УЧЕНИЕ (Semon) развито наиболее полно в книге этого автора «Мнема как принцип устойчивости в процессе органических из- менений» (на нем. яз.) в 1904 г. Органическая материя обладает не только раздражимостью, но и свойством реагировать по-новому вследствие тех длительных и стойких изменений, к-рые наступают в ней под влиянием предшествовавших раздражений. Эти изменения Се-мон обозначает как э н г р а м м ы—своеобразную запись влияний раздражителя, а процесс проявления энграммы—как э к ф о р и ю. Всю совокупность процессов и явлений, связанных с указанной стороной жизнедеятельности организмов, Семон называет явлениями мнемы. Мнема присуща только органической материи, к-рая как бы запоминает свою собственную историю. Однако явление памяти в психологическом смысле этого слова представляет собой лишь частный случай явлений мнемы, к-рая может протекать и совершенно апсихично. Таковы прежде всего процессы наследственности, в к-рых Семон также видит реализацию мнемических свойств органической материи. Устанавливая сходство между явлениями запоминания как психофизиологического процесса и явлениями наследственности, Семон решительно возражает против оценки этого сходства как простой аналогии (точка зрения Геринга). Идентичность обоих рядов явлений заключается, по Семону, не в том, что будто бы и элементарным формам «органической субстанции» присущи психические свойства (в этих пунктах Семон энергично отмежевывает себя от откровенных виталистов, в частности психоламаркистов), а в том, что и здесь в силу длительно и глубоко влияющих раздражений в организме возникают стойкие физиол. изменения типа энграмм, принимающие форму наследственных предрасположений. Превращение этих «диспозиций» в ту или иную особенность строения или функции отдельного организма происходит лишь при наличии дополнительного экфорического раздражения и в этом отношении следует тому же закону, что и процесс психофизиологической репродукции. И здесь и там экфорическое раздражение содержит в себе лишь нек-рую часть тех условий, под влиянием которых в свое время образовалась энграмма. Однако благодаря наличию уже готовой в данный момент энграммы достаточно и ограниченного круга условий для того, чтобы результат воздействия экфорического раздражения оказался не меньшим, чем результат первоначального («оригинального») раздражения. В своей попытке обосновать применимость теории мнемы к явлениям наследственности Семон объявляет себя сторонником учения о наследовании индивидуально приобретенных признаков в результате прямого физиол. воздействия внешней среды на организм и некритически опирается при этом на данные работ Каммерера, Э. Фишера (Karnmerer, Fischer) и др. современных ламаркистов. Семон не ограничивается явлениями наследственности, а пытается объяснить с точки зрения учения о мнеме множество других биол. явлений, как напр. явления регуляции, регенерации, периодичности ряда жизненных процессов и т. д. Мнема изображается как один из важнейших принципов органического развития, обусловливающий устойчивость отдельных моментов этого последнего, и ставится по своему значению в один ряд с другими двумя принципами—изменчивости и селекции. Действуя совместно с этими последними, принцип мнемы лежит в основе успешной приспособляемости организмов к внешней среде. Семон сознательно избегает ответа на вопрос о сущности мне-мы, полагая, что для естествознания достаточно ограничиться изучением многообразных «манифестаций» (форм проявления) этой последней. Основное преимущество своего учения Семон видит в том, что оно позволяет свести сложность органического мира к немногим «принципам» и тем самым экономит наше мышление. В этом своем утверждении Семон воспроизводит одно из главных положений идеалистической теории познания Маха-Авенариуса. Равным образом Семон скатывается и к агностицизму Канта. С другой стороны, как ни отмежевывается Семон от открытого витализма, как ни подчеркивает физиол. характер мнемических явлений, его рассуждения о мнеме неизбежно влекут к представлению о мнеме как о нек-ром нематериальном принципе, едва ли существенно отличающемся от других «жизненных принципов», провозглашаемых современным неовитализмом. Это обстоятельство тем более поучительно, что основная аргументация Семона носит ясно выраженный механистический характер. Единство развивающегося органического мира Семон изображает лишь как тождество. Правильно настаивая на необходимости учитывать историю развития при физиол. исследованиях, Семон дает однако неверную метафизическую концепцию развития и впадает в ошибку, полагая, что именно мне-ма «соединяет прошедшее и настоящее живой связью». То обстоятельство, что Семон неоднократно полемизирует с виталистами, заявляет себя сторонником рационального естествознания и рассматривает свое учение как дальнейшую разработку физиологии раздражения (Reizphysiologie), позволяет отнести его в лагерь стихийного естественно - научного материализма. Однако механо-ламаркистские воззрения Семона в вопросе о наследственности, взгляд его на организм как на пассивный объект воздействий среды и мн. др. указывают на непоследовательность материалистических позиций Семона. Результатом этой непоследовательности оказалась не только примесь идеалистических положений в учении Семона, но и тот факт, что оно неоднократно было использовано биологами-виталистами для «обоснования» идеи панпсихизма.—Известное научное значе-чение положительных элементов Су. для развития физиологии ограничивается исключительно областью высшей нервной деятельности. Оно сводится главным образом к отчетливому выделению целого ряда сторон и моментов в том очень сложном психофизиологическом процессе, который лежит в основе памяти как функции высоко развитой нервной системы. Однако терминология, в которой Семон выразил результаты своего анализа памяти, может применяться лишь с существенными оговорками, поскольку в ней одновременно нашли свое отражение и механистические представления Семона. Лит.: Semon К., The mneme, L., 1911; он же, Mnemic psychology, L., 1923.                                И. Сапир.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Поможем написать курсовую<

Полезное


Смотреть что такое "СЕМОНА УЧЕНИЕ" в других словарях:

  • ЭНГЕЛЬМАН — Теодор Вильгельм (Theodor Wilhelm Engelmann; 1843 1908), знаменитый физиолог естествоиспытатель.С1861 г. по 1866 г. изучал естествознание и медицину в Иене, Лейпциге, Геттингене и Гейдельберге; в 1867 г. защитил в Лейпциге диссертацию о роговице… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Даты конца света (список) — Основная статья: Конец света Содержание 1 Несбывшиеся прогнозы конца света и других событий …   Википедия

  • Список дат конца света — Основная статья: Конец света Хотя традиционные религии не говорят о конкретной дате конца света,  О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»